Юзабилити

 

Юзабилити (от англ. usability) – это удобство и эффективность взаимодействия пользователя с сайтом, приложением и т.д.

Поисковые системы учитывают данный параметр при ранжировании, оценивая поведение пользователей на сайте с помощью специальных метрик.

Учет правил юзабилити при работе по развитию проекта способствует повышению посещаемости и увеличению конверсии. Например, грамотная навигация способствует росту количества совершенных целевых действий пользователями, а положительные эмоции от взаимодействия с сайтом подвигнут посетителя вернуться на него еще не один раз.

Аудит юзабилити сайта

Для того, чтобы оценить юзабилити на сайте необходимо провести тестирование основных его составляющих с помощью различных инструментов.

Статистика

В первую очередь, необходимо провести статистический анализ посещаемости с помощью специализированных инструментов таких как Яндекс.Метрика и Google Analytics. Оцениваются такие параметры как посещаемость, устройства, поведенческие метрики и т.д. Дополнительно рекомендованы к использованию такие сервисы систем аналитики как «Карта кликов», «Карта скроллинга», «Аналитика форм», «Вебвизор» и др.

Тесты

Данный пункт подразумевает непосредственное тестирование сайта с помощью А/Б тестов, а также сторонних сервисов – например, очень рекомендован бесплатный тест скорости работы сайта на различных устройствах с помощью Google PageSpeed Insights.

Конкуренты

Регулярно анализировать конкурентов из ТОП-10 выдачи необходимо взять за правило, так как сайты, занимающие верхние строчки результатов поиска, скорее всего, имеют хорошие показатели юзабилити и, вероятнее всего, у них можно почерпнуть идеи того, что и каким образом необходимо реализовать на собственном проекте.

Чек-лист юзабилити для повышения конверсии

Предлагаем ознакомиться с базовыми параметрами, определяющими юзабилити сайта.

Web-дизайн

Внешний вид сайта не должен быть перегруженным различными элементами и утомлять посетителей. В первую очередь обратите внимание на:

  • шрифты – их размер, форма, контраст и т.д.;
  • цвета – обязательно сочетание цветов должно быть органичным и тематичным. Некоторые сочетания цветов могут быть недопустимыми в определенных тематиках с точки зрения устоявшегося мнения в той или иной сфере;
  • изображения и другие визуальные элементы – их не должно быть очень много, в противном случае, это может отвлекать посетителя от основного посыла на странице.

Навигация

Навигация непосредственно связана со структурой сайта. Совокупность этих понятий подразумевает грамотную реализацию следующих параметров:

  • меню – один из основных элементов навигации, отражающий структуру всего проекта. Оно должно быть максимально удобным и продуманным с точки зрения пользователей;
  • «хлебные крошки» – по своей сути может являться сокращенным меню, которое помогает сориентироваться пользователю в отношении его местоположения на сайте;
  • перелинковка – важный параметр не только для поисковых роботов, а в первую очередь для посетителей, поэтому логика связей страниц должна быть максимально релевантной потребности.

Контент

В первую очередь, данный пункт относится к текстам на страницах сайта. Их должно быть легко воспринимать. На эффективное восприятие текстов влияют следующие параметры:

  • структура – наличие подзаголовков, абзацев и т.д.;
  • орфография и пунктуация – тексты не должны содержать ошибок;
  • информативность – дело не в объеме текста, а в качестве его содержания.

Функционал

Для эффективного взаимодействия с сайтом пользователям необходимо предоставить возможности для поиска нужной информации. Полезными функциями сайта могут быть в зависимости от ниши:

  • фильтры;
  • поиск по сайту;
  • онлайн-консультант;
  • функция подбора;
  • возможность внести корректировки в ранее выполненные действия – изменение заказа или способа доставки, например;
  • заказ обратного звонка и т.д.

Чем шире и уместнее функционал, тем удобнее пользователю, что является главной целью юзабилити.

Скорость

Важный параметр юзабилити. Сайт должен без проблем загружаться на мобильных устройствах и десктопах. Любая задержка приведет к выходу посетителя с сайта. Проверить скорость работы сайта можно в консоли для вебмастеров Google или с помощью сервиса PageSpeed Insights.

Страница 404

В идеале, конечно же, 404 ошибок на сайте быть не должно, но на практике это редкость. Поэтому необходимо постоянно отслеживать битые ссылки и исправлять их. Дополнительно рекомендуется проработать саму страницу 404 ошибки. Если произошла ситуация, что посетитель на нее попал, то необходимо дать ему возможность сориентироваться и перейти на нужную страницу или раздел с помощью, например, тематичных ссылок, строки поиска и т.д. Также необходимо использовать элементы дизайна на странице 404, чтобы дополнительно снизить вероятность ухода пользователя.

Адаптивность

Еще один важный технический параметр работы сайта. Помимо максимальной скорости загрузки сайта на всех устройствах, он должен адаптироваться под любой размер экрана устройства, а также безошибочно работать во всех браузерах. Базовая проверка адаптивности также осуществляется с помощью панелей для вебмастеров в Яндекс и Google, а также сервиса PageSpeed Insights.

Плавные изменения

В случае, если напрашиваются перемены во внешнем виде и интерфейсе сайта, то, по возможности, их необходимо воплощать в жизнь постепенно. Если пользователи регулярно посещают сайт, то они привыкают к способам работы с ним, а при резких изменениях они могут просто не сориентироваться и покинуть его. Поэтому при переходе на новый интерфейс и дизайн, это необходимо учитывать – например, внедрять изменения поэтапно, если это возможно, либо не закрывать старую версию сайта сразу, а дать возможность перейти с нее на новую добровольно.