Что такое UTM-метки?

Давайте представим, что вы собираетесь размещать контекстную рекламу, таргетированную рекламу, писать статьи и использовать еще несколько источников трафика для привлечения потенциальных клиентов, пользователей и т.д. Если усложнить моделируемую ситуацию,

то каждый из источников внутри себя еще подразделяется на несколько типов – например, в контекстной рекламе вы используете поиск, сети и ретаргетинг, которые в свою очередь подразделяются в вашей структуре по регионам, товарным категориям, направлениям и так далее, да еще в дополнение ко всему, вы решили использовать по несколько вариантов объявлений на каждую группу ключевых фраз. И это все только контекстная реклама, а еще социальные сети, информационные статьи на порталах и другие источники… Как за этим всем уследить, проанализировать и оставить то, что действительно приносит пользу, а не просто так работает и тратит ваши рекламные бюджеты? Ответ наверняка многие дадут сразу – использовать систему аналитики сайта (Яндекс.Метрика, Google Analytics и др. варианты). Это правильно и необходимо. Но у сервисов аналитики не всегда есть возможность отследить всю информацию по рекламным кампаниям вплоть до мельчайших интересующих именно вас деталей без внедрения дополнений к вашим источникам трафика. Один из вариантов подобных дополнительных настроек – использование utm-меток.

Что же такое utm-метки? Если коротко, то это специальный параметр, собирающий заданную информацию, который добавляют к каждой конкретной ссылке, размещенной в каждом конкретном источнике трафика. Выглядит метка примерно следующим образом: http://seokomanda.ru/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign={network}&utm_content={creative}&utm_term={keyword}

Жирным в указанном примере выделена непосредственно ссылка, а со знака «?» уже начинается utm-метка с заданным набором собираемых параметров.

Устройство и параметры utm-меток

Каждая метка может содержать в себе различное количество параметров, которое зависит индивидуально от ваших задач. В любом случае, первый параметр метки начинается со знака «?», последующие параметры уже присоединяются с помощью символа «&».

Параметры utm-меток могут быть постоянными и динамическими. Как правило, постоянными являются utm_source (источник – Yandex, Google, FB, VK и др.) и utm-medium (тип – cpc, cpm  и др.). Это значит, что указанные параметры задаются вами вручную. Остальные параметры, чаще динамические – utm-campaign (кампания), utm-content (баннер, объявление), utm-term (ключевое слово). Они формируются автоматически в зависимости от условий перехода пользователя. Далее приведем популярные примеры параметров динамической вставки для Яндекс.Директ и Google AdWords. Подробные данные по этим и другим рекламным системам, социальным сетям и так далее вы наверняка найдете в помощи интересующей вас площадки.

Часто используемые динамические параметры Яндекс.Директ:

  • utm-campaign={campaign_id} – подставит номер рекламной кампании (ID);
  • utm-content={ad_id} – подстановка номера объявления;
  • utm-content={source} – подстановка домена площадки РСЯ;
  • utm-term={keyword} – подставит ключевое слово, по которому был переход.

Популярные параметры динамической вставки Google AdWords:

  • utm-campaign={network} – подставит g в случае с переходом из поиска, s при переходе от поискового партнера и d если источник КМС;
  • utm-content={creative} – подстановка номера (ID) объявления;
  • utm-term={keyword} – подставит ключевое слово, по которому был переход.

Как видим, динамические параметры в различных рекламных системах могут отличаться, поэтому перед их использованием убедитесь, что можете прописать их корректно в зависимости от используемого источника трафика.

Как создать utm-метки – вручную или с помощью генератора?

Ответ зависит от вашего уровня знаний в данном вопросе, масштабов ваших рекламных кампаний и временем, которым вы располагаете 🙂

Вручную подготовить метки при малых объемах можно достаточно быстро, предварительно изучив особенности источников трафика, на которых вы будете их использовать. Но велик шанс допустить ошибку (опечатку), и вы в итоге не получите никаких данных. Проще, конечно же, воспользоваться генератором utm-меток, которых достаточно много и большинство из них бесплатны. Генератор utm-меток позволит вам быстро, без ошибок и особых усилий сформировать необходимый список параметров для отслеживания. Выбор за вами.

Где посмотреть статистику по меткам?

Если мы возьмем наиболее известные системы аналитики, то в них предусмотрены специальные предварительно созданные отчеты для отслеживания utm-меток. Для Яндекс.Метрики отчет можно найти на вкладке «Источники»-«Метки UTM». Для Google Analytics аналогичный отчет находится на вкладке «Источники трафика»-«Кампании»-«Все кампании».

Пользуйтесь источниками трафика с умом 🙂