Факторы ранжирования сайтов

Предлагаем вам общий взгляд на существующие факторы ранжирования с сайтов в поисковых системах Яндекс и Google. Статья не ставит перед собой целью охватить все существующие условия, которые влияют на построение выдачи по ключевым запросам. Мы рассмотрим лишь основные моменты, которые помогут разобраться новичку в продвижении сайтов.

Что такое факторы ранжирования?

Ранжирование – это сортировка и составление рейтинга сайтов в ответ на тот или иной поисковый запрос пользователя.

Факторы ранжирования – условия, которые влияют на расположение веб-сайтов в поисковой выдаче.

Сколько факторов ранжирования у поисковых систем?

На данный вопрос нельзя ответить точным числовым значением, так как Яндекс, Google и другие поисковики не раскрывают данную информацию на 100%, а лишь дают подсказки, на что стоит обратить внимание вебмастерам.

Есть информация о том, что в Яндекс более 800 факторов (по некоторым данным 1500+), а в Google более 200. Точных цифр мы не знаем, но ясно то, что к оптимизации сайтов стоит подходить комплексно.

Соблюдение определенных условий может учитываться поисковыми системами как соответствие сайтов отдельным факторам, так и их группам. Если с учетом отдельных факторов проще – соответствие / несоответствие, то с группами факторов сложнее – они учитываются в качестве произведения, то есть если хотя бы один из них не выполнен (равен 0), то вся группа будет расцениваться, как несоответствующая (равна 0).

Виды факторов: внутренние

Условно все факторы ранжирования классифицируются на внутренние и внешние. На внутренние факторы мы можем влиять непосредственно, а на внешние только косвенно.

Внутренние факторы

К внутренним факторам относится все, что связано с:

  • контентом;
  • юзабилити;
  • коммерческими факторами;
  • ссылками;
  • поведением пользователей;
  • доменными характеристиками.

В первую очередь обращаем внимание на текстовые факторы – они требуют внимания к:

  • структуре текстов;
  • наличия заголовков H1-H6 и вхождений в них ключевых фраз;
  • релевантности текста запросам;
  • наличию таблиц, списков, изображений, логических выделений и т.д.;
  • объему текста;
  • фактическому заполнению title и мета-тега description, и оценке их релевантности всему документу.

Коммерческие факторы ранжирования подразумевают под собой наличие на сайте определенных возможностей, разделов, узнаваемости бренда, отсутствие навязчивой рекламы и т.д. Выявить элементы, которые требуются для успешного ранжирования можно с помощью анализа конкурентов. Необходимо просто сравнить ваш сайт с сайтами из ТОП-10 по вашим главным поисковым запросам.

Наиболее распространенные коммерческие факторы:

  • раздел «Контакты»;
  • представительства компании в социальных сетях;
  • отсутствие навязчивой рекламы;
  • широта ассортимента и условия доставки товаров;
  • проведение стимулирующих мероприятий – акции, скидки, распродажи т.д.;
  • наличие качественной поддержки и вариации коммуникации с пользователями – телефоны, онлайн-консультант, функция заказа обратного звонка и др.

Даже при условии наличия на вашем проекте безупречного содержания с точки зрения контента в совокупности с грамотным набором коммерческих факторов, все это даст минимальный результат, если не будут проработаны технические факторы.

Технические факторы означают состояние сайта с точки зрения наличия или отсутствия ошибок в работе CMS, сервера и др. составляющих. Для выявления всех недочетов необходимо провести технический аудит с помощью специальных инструментов и сервисов. Базовую информацию об ошибках вы можете получить в инструментах диагностики в панелях вебмастеров Яндекс и Google. Расширенную информацию можно получить с помощью сторонних платных и бесплатных сервисов, например, Screaming Frog, Site Analyzer, Google PageSpeed Insights и множества других доступных в сети. Не стоит забывать и о ручных проверках. Если вы не сильны в данном направлении, то лучше заказать полный технический аудит вашего сайта у специалистов, обладающих всем необходимым арсеналом.

Доменные факторы

Это характеристики, которые непосредственно относятся к домену. Их важно учитывать не только при продвижении, но и на этапе покупки доменного имени. К основным доменным факторам относят:

  • возраст – чем старше домен, тем больше к нему доверия у поисковиков. При этом интересно, что разница между доменом, недавно зарегистрированным и доменом, которому уже около 1 года практически размыта. Если так можно сказать, то приоритет отдается доменам старше 1 года;
  • история домена – очень важный показатель, обязательно проверяйте, по возможности, через веб архив, через сервисы по ссылочной массе и т.д. Если заметите отрицательный контент на сайте в прошлом или нездоровую ситуацию по ссылочной массе, например, то стоит задуматься об отказе от такого домена;
  • имя домена – хорошо, если он будет включать ключевые слова, релевантные основной тематике проекта и при этом будет оптимальной длины;
  • доменная зона – .ru чаще всего указывает на принадлежность проекта к территории России;
  • санкции – обязательная проверка домена на санкции с помощью специальных инструментов. Домен, на который наложены фильтры за какие-то нарушения, продвинуть без их снятия невозможно. А чтобы снять ограничения могут понадобиться месяцы;
  • авторитетность домена – показатель проверяется с помощью общедоступных сервисов и оказывает влияние на предпочтения поисковых систем в построении выдачи.

Виды факторов: внешние

Когда мы говорим о внешних факторах ранжирования, то чаще всего имеем в виду ссылочную массу. Ссылочная масса может отсутствовать, может быть грамотно сформирована, а может быть спамной и стать причиной наложения санкций со стороны поисковиков.

Каждая внешняя ссылка передает свой вес – статический и анкорный. Статический вес – это аналог параметра авторитетности сайта. Анкорный вес – характеризует релевантность продвигаемого сайта запросам из листа анкоров.

В подробности мы вдаваться не будем, так как формирование внешней ссылочной массы является отдельной большой темой для рассмотрения. Отметим лишь несколько важных нюансов – если у вашего проекта отсутствуют внешние ссылки, то самое время начать формирование стратегии их получения. Второй нюанс вытекает из первого – не допускайте скачкообразного развития ссылочной массы, в противном случае ваш проект попадет под фильтры поисковых систем. Третье – подбирайте ссылочных доноров с умом. Обратите внимание на их основные параметры – трафик, количество страниц, как они индексируются, число исходящих и входящих ссылок и др.

Поведение пользователей

В последнее время поведенческие факторы приобретают все большее значение при формировании результатов поиска. Поведенческие метрики можно разделить на поведение на выдаче и поведение на сайте.

В поисковой выдаче можно выделить такой параметр как CTR — отношение количества кликов к количеству показов. На него влияет в первую очередь сниппет вашего сайта – он должен быть привлекательным, релевантным и заметным. Релевантные поисковому запросу слова из заголовка и описания сниппета подсвечиваются на выдаче, при наличии грамотной структуры сайта могут выводиться быстрые ссылки, если вы загрузите фавикон, то он будет отображаться слева от сниппета, но только в Яндекс и т.д. В результатах выдачи с помощью специальных параметров можно также показывать изображения, цены на товары, местоположение вашей компании, возможность доставки и др. Наличие всех указанных (и не только) элементов прямо влияет на кликабельность в поисковой выдаче.

На сайте также есть несколько важных Метрик, характеризующих поведение пользователей: показатель отказов, количество просмотренных страниц, проведенное время на сайте, повторные посещения и др.

Дополнительно появились «новые» поведенческие факторы, например – возврат к поисковой выдаче, прокладывание маршрутов проезда, звонки в компанию, обращение через чат и др.

Конечного списка поведенческих факторов, оказывающих влияние на результаты нахождения в поиске нет. Но можно смело сказать о том, что если вы постоянно работаете над улучшением сайта именно для пользователей, то это будет лучшим решением для достижения положительного эффекта в данном направлении.

Многие слышали про накрутку поведенческих факторов – услуга активно предлагается на рынке продвижения. Мы категорически не рекомендуем использовать данный метод. Во-первых, его эффективность не доказана, и положительный эффект вряд ли будет достигнут – вы получите неестественный всплеск посещаемости с хорошими поведенческими метриками, но это будет «пустой» трафик, который не принесет пользы вашему проекту. Во-вторых, высок риск того, что данные попытки повлиять выдачу будут обнаружены поисковыми системами и ваш сайт будет забанен.

HTTPS, социальные сигналы, региональные и мобильные факторы…

Безопасность личных данных выходит на первый план. Как вы можете обезопасить данных ваших посетителей? Один из способов – переход на безопасный протокол HTTPS. Для перехода необходимо приобрести SSL сертификат, либо воспользоваться бесплатным вариантом. Отличие платной версии от бесплатной в уровне безопасности. Free SSL не гарантирует безопасность, так как выпускает с проверкой только по домену. Платные сертификаты выпускаются с расширенной проверкой и дают более высокую гарантию безопасности данных пользователей.

Что даст вам подключение HTTPS? Во-первых, доверие пользователей. Во-вторых – доверие поисковых систем. Количество сайтов с безопасным протоколом неуклонно растет. Можно смело сказать, что предпочтение со стороны роботов перераспределяется, при прочих равных, в их сторону. В настоящий момент переход на HTTPS вряд ли даст вам взрывной рост трафика, но как вложение в безопасность посетителей и будущее проекта настоятельно рекомендуем использовать.

Для переезда обязательно воспользуйтесь услугами специалистов, либо внимательно изучите инструкцию того же Яндекс – в ней расписан пошаговый план именно деликатного переезда с HTTP на HTTPS с минимальной потерей трафика.

Поговорим о социальных сигналах. Социальные сети стали частью жизни многих людей и компаний, а поэтому становятся важным фактором для поисковых систем. Что важно в данном аспекте:

  • наличие представительств в социальных сетях (группы, страницы, каналы и т.д.);
  • ссылки на материалы сайта из соц. сетей;
  • трафик.

Эти и не только социальные параметры поисковые системы также учитывают. Не забывайте про них.

Региональные факторы

В Яндекс у каждого сайта может быть присвоен регион. Вариантов региональности несколько – конкретный город, вся Россия или «без региональной принадлежности». В чем разница?

Если ваша компания работает и находится в одном регионе, то вы присваиваете сайту именно этот регион, например, Москва, Санкт-Петербург, Челябинск и др.

Если у вас, например, интернет-магазин, у которого филиалы и пункты выдачи во многих городах по территории России, то есть вы обслуживаете клиентом по нескольким регионам одновременно, то сайту может быть присвоен регион «Россия».

Для информационных проектов, региональность которых не важна, присваивают параметр «без региональной принадлежности».

Как присвоить сайту регион?

В Яндекс сайту присваивается регион с помощью двух инструментов – Яндекс.Вебмастер и Яндекс.Справочник.

Перечислим основные региональные факторы:

  • контакты вашей компании должны на 100% совпадать с целевым регионом продвижения;
  • регион в панелях поисковых систем должен быть указан наиболее точно, если это возможно;
  • вхождение названия региона на продвигаемых страницах;
  • при продвижении в нескольких регионах желательно указание на них в URL;
  • география внешних ссылок должна совпадать с целевым регионом;
  • семантическая разметках контактных данных для вывода в сниппет;
  • полностью заполненные профили компании в сервисах Яндекс.Справочник и Google Мой Бизнес;
  • отзывы пользователей в Справочнике и Google Мой бизнес;
  • другие факторы, указывающие на региональную принадлежность.

Мобильные факторы ранжирования

Рост трафика с мобильных устройств стимулирует развитие интернет-проектов, ориентированных на них. Для мобильных устройств важны несколько параметров, которые условно можно объединить в 2 пункта:

  • адаптивность сайта / наличие мобильной версии;
  • скорость загрузки страниц.

Адаптивность означает подстройку контента сайта под экраны мобильных устройств без потери информативности и удобства восприятия информации.

Помимо адаптивности важна скорость загрузки страниц – в случае наличия множества скриптов, объемных изображений и другого неоптимизированного контента, сайт будет попросту загружаться длительное время и пользователь, скорее всего, не дождется полной загрузки.

Самый простой способ проверить адаптивность вашего сайта – через панели вебмастеров. Там же вы сможете увидеть список рекомендаций непосредственно от Яндекс и Google. Для измерения скорости загрузки страниц воспользуйтесь бесплатным инструментом Google PageSpeed Insights – целевой уровень скорости находится в так называемой зеленой зоне по этому сервису. В нем же вы найдете список конкретных рекомендаций, которые следует выполнить для достижения положительного результата.

В заключении отметим, что мы рассмотрели лишь основные наиболее известные факторы ранжирования, но это далеко не полный список параметров, учитываемых поисковыми системами. Выполнив хотя бы указанные в данной статье рекомендации, вы уже сделаете большой шаг к улучшению видимости вашего сайта в поисковой выдаче.