Поведенческие факторы – это параметры, которые характеризуют поведение пользователей при взаимодействии с сайтом. В совокупности они дают понимание о полезности, удобстве, востребованности сайта для посетителей.
В последнее время поведенческие факторы имеют серьезный вес при ранжировании в поисковых системах Яндекс и Google. Интересно, что действия до перехода на сайт учитываются в совокупности с поведением на его страницах. Совокупность данных параметров является одним из важнейших индикаторов качества проекта для поисковиков.
Виды поведенческих факторов
Данные по поведению пользователей в отношении сайта собираются поисковыми системами практически на всех этапах взаимодействия – начиная от первого контакта, заканчивая дальнейшей цепочкой действий. Поэтому поведенческие факторы можно разделить, как минимум, на две большие группы – внешние (за рамками сайта) и внутренние (внутри сайта).
Внешние
К внешним факторам поведения пользователей относятся их действия до перехода на сайт:
- кликабельность (CTR) сниппетов на поисковой выдаче;
- поиск в другом поисковике;
- количество посещаемых ресурсов до момента условного удовлетворения потребности;
- время до клика на выдаче;
- релевантность трафика;
- переходы по брендовым запросам;
- используемые источники трафика;
- вид трафика.
Внутренние
Внутренние поведенческие факторы являются следствием внешних, так как они начинают срабатывать только после перехода пользователя на сайт извне.
Список основных внутренних факторов поведения:
- время на сайте – базово считается, что чем больше времени проведено на сайте, тем лучше;
- % отказов – чем ниже данный параметр, тем качественней считается сайт. В Яндекс.Метрике и Google Analytics расчет этого значения отличается. В Метрике отказом по молчанию считается визит длительностью менее 15 секунд. В Analytics отказом является посещение только одной страницы на сайте, без перехода на другие. В связи с этим, процент отказов в Analytics зачастую гораздо выше, чем в Метрике;
- глубина просмотра – среднее количество посещаемых страниц пользователями за один визит. Положительное или отрицательное значение рассчитывается относительно конкурентов в поисковой выдаче;
- взаимодействие пользователя с сайтом – заполнение форм, просмотр контента, переходы по ссылкам и т.д. Взаимодействие характеризует вовлеченность.
Сбор данных по поведенческим факторам
Поисковые системы накапливают данные о поведении пользователей в отношении сайтов и применяют их при ранжировании. Источниками информации по поведенческим факторам являются:
- системы аналитики – Яндекс.Метрика, Google Analytics и др.;
- приложения и браузеры поисковых систем – Яндекс.Браузер, Google Chrome и др.;
- расширения и плагины для браузеров, поисковые сервисы для сайтов и т.д.;
- статистика поведения непосредственно на поисковой выдаче;
- сервисы поисковых систем – геосервисы, каталоги, чаты и т.д.
Улучшение поведенческих факторов
Для улучшения показателей по поведенческим факторам необходимо следовать рекомендациям для их оптимизации как во внешнем информационном поле, так и непосредственно на самом сайте.
Внешняя оптимизация сводится в первую очередь к работе над сниппетом – он должен быть максимально информативным и содержать применимые в каждом конкретном случае элементы – название, описание, рейтинг, контактная информация, фавикон и т.д. В Яндекс.Вебмастере существует раздел «Представление в поиске», который как раз дает точные рекомендации по улучшению внешних поведенческих факторов.
Внутренние параметры сайта для улучшения показателей поведения пользователей:
- уникальность, полезность и разнообразие используемого контента;
- удобство использования сайта;
- отсутствие технических и логических ошибок;
- быстрая и бесперебойная работа сайта, адаптивность под различные устройства без потери качества предоставляемой информации;
- разнообразие используемых источников трафика – поиск, контекстная реклама, социальные сети, тематичные ссылки и т.д.
Выше описаны стандартные способы «белой» оптимизации поведенческих факторов. Но существует и нечестный способ – это искусственная накрутка, который является гораздо менее трудозатратным, быстрым, но несет в себе зачастую несоразмерные риски для всего проекта в целом.
Накрутка поведенческих факторов
Накруткой считается искусственная имитация действий реальных пользователей. Данные действия могут выполняться реальными людьми в большом количестве на возмездной основе, либо с помощью автоматизированных сервисов.
Результатом накрутки является быстрый вывод страниц сайта в ТОП-10 по целевым ключевым словам. Далее, спустя неопределенное количество времени, искусственная манипуляция факторами выявляется поисковыми алгоритмами и на проект накладываются санкции на 8-10 месяцев, результатом применения которых является пессимизация в результатах поиска. По истечении срока «наказания» проект редко возвращается на предыдущие позиции в ТОП.
Накрутка поведенческих факторов не является приемлемым способом продвижения для долгосрочных проектов, которые заботятся о своей репутации.