Скликивание

Скликивание или кликфрод (от англ. «click fraud» — мошеннический клик) – это целенаправленные неоднократные переходы по рекламе с оплатой за клик с целью максимально быстро и неэффективно израсходовать рекламный бюджет конкурента.

Данный мошеннический способ конкурентной борьбы, как правило, используется в высококонкурентных тематиках, либо в достаточной узких специализированных сегментах рынков.

По усредненным данным доля мошеннических кликов может превышать 30% в отдельных случаях, что аналогично миллиардным потерям рекламодателей. Несомненно, кликфрод отрицательно влияет на репутацию крупнейших рекламных сетей, которые ведут с данным явлением борьбу.

Основные признаки направленного скликивания достаточно банальны для тех, кто постоянно отслеживает статистику рекламных кампаний:

  • резкий всплеск переходов по контекстной рекламе, который не может быть логично объяснен показателями сезонности или иными внешними событиями, повлекшими повышенный спрос к товару или услуге;
  • как следствие роста количества кликов, происходит повышение показателя кликабельности по кампании – CTR, которому вроде как надо радоваться, но только не в случае с подозрением на кликфрод;
  • при погружении в статистику с помощью инструментов аналитики могут быть выявлены одни и те же пользователи, с одними и теми же IP-адресами, местоположениями и т.д., которые совершали так называемые нулевые переходы большое количество раз. Зачастую могут быть указаны данные по посетителям именно платной рекламы из других стран и континентов.

Кто скликивает бюджет в Яндекс.Директ и Google Ads?

Кто же является источником кликфрода в отношении рекламы? Казалось бы ответ очевиден – происки конкурентов. Но на деле не так все просто. Давайте рассмотрим вопрос подробнее. Основные причины для скликивания следующие:

  • конкуренты – контекстная реклама на поиске и в сетях основана на аукционе – кто победил, тот и занимает наиболее выгодные позиции. Если вытеснить конкурентов по наиболее конверсионным ключевым словам, то можно получить большую часть целевого трафика;
  • площадки – рекламные сети насчитывают сотни тысяч площадок для размещения, но часть из них используют мошеннические методы для заработка. При размещении стоит внимательно подходить к отбору сетей и конкретных мест размещения, чтобы не нести финансовые потери из-за недобросовестных вебмастеров;
  • недовольные клиенты, сотрудники и другие источники кликфрода для удовлетворения желания нанести вред рекламодателю.

Способы – ручной и автоматический кликфрод

Скликивание может осуществляться ручным способом с помощью человеческих ресурсов – как правило, не приводит к большим финасовым потерям, если конечно к процессу не подключат сотни и тысячи человек, чтобы навредить проекту.

Автоматизированный кликфрод может нанести существенный вред. Для скликивания используются специальные эмуляторы действий пользователей. Таким образом злоумышленники могут нанести серьезный удар по рекламодателю, если он не защищен от подобных действий.

Защита – как бороться со скликиванием?

Проблема кликфрода является серьезным вопросом, как для рекламодателей, так и для рекламных систем. Необходимо знать и постоянно усовершенствовать методы борьбы со скликиванием.

Общие способы защиты от кликфрода

Дадим несколько рекомендаций для рекламодетелей по защите от скликивания:

  • осуществлять строгий отбор площадок для размещения рекламы, а также регулярно проводить анализ их эффективности для отсеивания нерабочих и потенциально мошеннических сайтов и приложений;
  • в специализированных нишах использовать профессиональные выражения в ключевых словах, что позволит отсечь часть мошенников, не имеющих представления о их существовании;
  • повышать эффективность рекламных баннеров – это позволит получить больше целевого трафика даже не на самых лучших позициях;
  • использовать максимально целевые настройки геотаргетинга и временного таргетинга – показ рекламы без ограничения региона 24 часа в сутки повышает вероятность кликфрода во много раз;
  • контролировать время окончания ограничения бюджета – как правило, резких изменений без объективных причин произойти не может. Выделенный дневной бюджет на протяжении длительного времени заканчивается примерно в одно и тоже время суток. Если ограничения стало резко не хватать без видимых на это причин, то стоит разобраться в причинах;
  • анализировать статистику посещаемости по платным каналам размещения – с помощью современных систем аналитики таких как Яндекс.Метрика или Google Analytics можно отслеживать параметры поведения входящего трафика – время на сайте, количество просмотренных страниц, совершение целевых действий и т.д. Если данные показатели в своей массе фиксируются как нулевые, то необходимо выяснить причину этого. Также отличным помощником для выявления ботов, скликивающих бюджет контекстной рекламы является инструмент Вебвизор, с помощью которого можно просмотреть записи действий подозрительных пользователей.

Защита в Яндекс.Директ

В Директе существует серьезная защита от недобросовестных кликов, которая основана на автоматических алгоритмах, а также ручной фильтрации подозрительного трафика. В случае выявления мошеннических кликов по объявлениям рекламодателю предоставляется краткий отчет об их количестве и о сумме возвращенных денежных средств на баланс рекламных кампаний.

Дополнительно система предоставляет инструменты для фильтрации источников потенциально недобросовестных кликов – исключение показов на отдельных площадках, а также исключение по IP-адресам. Дополнительно можно обратиться в техническую поддержку сервиса Яндекс.Директ, если вы наблюдаете подозрительную активность.

Защита в Google Ads

Защитная система в Google Рекламе минимизирует риск впустую потерять денежные средства с помощью выявления следующих отклонений:

  • двойные, тройные и т.д. клики;
  • ручные действия потенциально недобросовестных пользователей;
  • ручные действия потенциально недобросовестных вебмастеров на рекламных площадках для размещения баннеров;
  • эмулированные действия, имитирующие поведение реальных пользователей;
  • действия, направленные на многократное увеличение показов объявлений рекламодателя без переходов, влекущие существенное снижение показателя CTR.

В отличие от Яндекс, Google осуществляет фильтрацию до фактической фиксации недобросовестных кликов в отчетах и списания средств. В отдельных случаях специалисты по безопасности проводят пост-проверки и может быть произведена корректировка списаний денежных средств со счета рекламодателя.