Более 1500 улучшений в работе поисковой системы Яндекс анонсировано 17 декабря 2019 года.
Основные тезисы большого обновления:
- Повышение качества поисковой выдачи.
- Мгновенные результаты поиска.
- В выдаче приоритет отдается экспертным документам.
- Увеличено значение фактора гиперлокальности.
Рассмотрим подробнее, какие основные изменения произошли по прошествии года после запуска поискового алгоритма «Андромеда».
Качество поиска
Как мы помним, после внедрения обновления поиска «Палех» с помощью нейронных сетей Яндекс научился определять смысл поисковых запросов пользователей и сопоставлять его с контентом страниц сайтов.
«Вега» является логичным продолжением процесса развития поиска. Появляется такое понятие как смысловые кластеры, которые составляются с помощью нейросети и объединяют страницы в так называемые группы или кластеры в поисковой базе. Таким образом, определение релевантных страниц происходит не по всей базе, а только в соответствующем кластере.
Что дает?
Во-первых, пользователям предоставляются лучшие ответы, которые подобраны уже из заведомо точно подходящих именно ему.
Во-вторых, значительно увеличена скорость предоставления результатов.
В-третьих, в поисковой базе сохраняются веб-страницы, которые не имеют большой популярности у пользователя, но все же являются полезными в определенных случаях.
Чем грозит?
Неизвестно, по каким признакам страницы будут относиться к тем или иным кластерам, возможно ли изменить кластер для конкретного документа, возможна ли привязка одной страницы к нескольким кластерам и т.д.
Скорость поиска
Помимо высокого качества поисковой выдачи, улучшена скорость ее формирования. Теперь используется технология пререндеринга, которая прогнозирует окончательный поисковый запрос еще в процессе его ввода пользователем в строку поиска и уже на этом этапе заранее подбирает максимально релевантные ответы на него. Часть результатов доступна уже в списке подсказок поисковой строки, другая часть становится доступной после нажатия кнопки «Поиск». Самое интересное, что часть запросов пользователей удовлетворяется информацией непосредственно на странице выдачи, то есть переходы на сторонние сайты могут и вовсе не потребоваться.
В этом же ключе Яндексом активно продвигается технология турбо-страниц среди владельцев сайтов. Турбо-страницы доступны для пользователей мобильных устройств и в ряде случаев могут предоставить нужную конкретному человеку информацию меньше чем за 1 секунду.
Что дает?
Значительно повышается скорость получения нужной информации в 75% случаев даже без перехода на сайты.
Чем грозит?
Снижение поискового трафика непосредственно на сайты со всеми вытекающими последствиями. То есть процесс «монополизации» выдачи продолжается.
Экспертность поиска
Асессоры-эксперты теперь помогают поисковому алгоритму определить максимально достоверный и полный ответ в определенных тематиках. Их советы теперь являются одним из ключевых факторов ранжирования сайтов в Яндекс. Каждый из экспертов является профессионалом в своей отрасли. Таким образом, качество ранжирования значительно улучшено, как в простых темах, так и в тех, в которых требуются специфические знания.
Дополнительно запущен специализированный экспертный сервис Яндекс.Кью, в котором реальные эксперты предоставляют максимально качественные ответы на вопросы пользователей, а также определяют качество ответов, которые предоставлены другими пользователями.
Что дает?
Безусловно, идет процесс повышения качества, а также максимальной безопасности предоставляемой информации. Это особенно важно для тематик, которые напрямую связаны в первую очередь с такими направлениями как здравоохранение, финансовая сфера и др.
Чем грозит?
Скорее всего, пострадают сайты с низким качеством контента, созданным исключительно для поисковых роботов. Вероятно также, что снизится роль статейников, с огромными искусственно раздутыми «простынями» текстов, не несущие качественной пользы для человека. Бизнесу, продукты и услуги которого максимально безопасны и презентованы на сайтах с помощью максимально качественного и логичного подхода, опасаться резких падений не стоит.
Гиперлокализация поисковых ответов
В Яндекс большинство продуктов и услуг ранжируются по принципу географии, основанной на делении на города. Но существуют тематики, в которых ответ на поисковый запрос должен быть привязан не только к городу, но и к конкретному его району или дому, например. В связи с этим, Яндекс теперь учитывает это и старается предоставить максимально географически близкий результат в ряде случаев.
Естественно, и в этом направлении не обошлось без сервиса – Яндекс.Район. Он представляет собой подобие социальной сети для соседей – некая аналогия группам домов, общедомовым чатам и другим вариантам объединений пользователей по принципу соседства.
Сюда же отнесем сервис Яндекс.Услуги – теперь можно найти нужного специалиста чуть ли не в соседнем доме.
Что дает?
Применение гиперлокальности в процессе формирования поисковых результатов позволяет получить пользователям необходимые товары и услуги максимально близко от их местоположения. Также непосредственно на странице поиска решается ряд вопросов, которые ранее могли быть закрыты исключительно в офлайне.
Чем грозит?
Фактор гиперлокальности становится критичным только в ряде тематик, в которых это необходимо, например, — автосервисы, услуги домашнего мастера, медицинские клиники и др. Таким образом, изменения главным образом коснутся локального бизнеса.