Как провести юзабилити тестирование самому?

Прежде чем обсуждать и говорить про юзабилити-тестирование, нужно, прежде всего, разобраться что такое юзабилити и зачем оно нужно?

Юзабилити –  (от англ. Usability)  это, говоря простым и доступным языком, степень удобства работы человека с интерфейсом. Этим же словом называют методы улучшения и оптимизации сайта в процессе его работы или разработки.

Другими словами, Ваш сайт должен быть доступен, прост и понятен пользователю.



По данным Nielsen Norman Group, пользователи тратят на просмотр одной страницы в среднем 27 секунд и почти никогда не прокручивают страницу до конца.

Ваш сайт – это витрина Вашего магазина, это Ваш виртуальный офис, где за 27 секунд Вы должны объяснить Вашему клиенту куда он попал, заинтересовать его Вашим предложением и замотивировать его на выполнение целевого действия — звонок в компанию, покупка продукта, и т.д.

С помощью юзабилити-тестирования можно понять, какой уровень юзабилити у Вашего сайта.

Юзабилити тестирование – метод оценки интерфейса (сайта), основанный на привлечении пользователей в качестве тестировщиков.

Часто, для проведения юзабилити тестирования привлекаются не пользователи, а эксперьы в области юзабилити. Эксперты – это люди с большим опытом работы с интерфейсами, имеющие теоритические и практические навыки работы с сайтами, программами и приложениями. В случае, когда мы привлекаем эксперта, мы проводим юзабилити-экспертизу.

Юзабилити-экспертиза поможет сэкономить время и узнать про интерфейс гораздо больше и быстрее.

Однако, у данного метода есть свои минусы, как и плюсы:

Конечно, самым лучшим вариантом был бы такой вариант:

  1. Показать эксперту
  2. Протестировать на пользователях

В случае привлечения эксперта, основные проблемы будут выявлены и будут даны рекомендации по их устранению. Останется протетсировать варианты на пользователях.

Итак, в каких случаях стоит проводить юзабилити тестирование?

  1. Когда у Вас уже есть сайт, но он не работает – нет заказов, нет звонков и заявок.
  2. Когда еще нет сайта, можно протестировать его прототип.

Когда НЕ СТОИТ проводить Юзабилити-тестирование?

Юзабилити – тестирование не нужно проводить в случае, когда сайт устарел и менять какие-то отдельные элементы не имеет никакого смысла, нужно полностью пересматривать всю концепцию сайта и разрабатывать его с нуля.

Сложно ли самому провести юзабилити-тестирование?

Итак, основа любого юзабилити-тестирования – это его этапы. Этапы, как ступени, без которых нельзя достигнуть основной цели.

По приведенным ниже этапам работает любое юзабилити агентство, но все эти этапы можно организовать самому, здесь нет ничего сложного:

Этапы юзабилити-тестирования:

  1. Определение проблемы

На этом этапе мы должны определить , что с нашим сайтом не так.

Для анализа ситуации необходимо воспользоваться  статистическими данными, которые можно получить с помощью инструментов Google Analytics, Яндекс Метрики.

Проанализировав стаститику, можно  выявить основные проблемы с сайтом: на какой странице есть проблемы, сколько пользователи проводят времени на сайте. Также можно воспользоваться инструментом Веб Визор. С помощью данного инструмента можно посмотреть куда пользователь кликает, как водит мышкой, что делает на сайте и т.д.

Если у Вас еще нет сайта и Вам еще нечего анализировать, то можно протестировать варианты главных страниц или варианты протипов.

Выполнив такой анализ, следует определить проблемы.

Например: «пользователь заходит на определенные страницы, но не выполняет целевые действия».

  1. Формирование гипотез

На этом этапе формулируется гипотеза о том, почему возникают те или иные проблемы:

  • Пользователи не видят кнопки/ссылки/заголовка/раздела;
  • Двойственное понимание содержания;
  • Недостаточно информации;
  • Нет инструкции и др.

После того, как список был сформирован, необходимо оставить только те гипотезы, которые можно проверить, протестировать.

  1. Определение метрик для тестирования

На этом этапе необходимо определить — что будет измеряться?

Здесь можно проверить, справился пользователь или нет с предложенной задачей, возникло ли отклонение от идеального сценария, время, которое потратил пользователь на выполнение целевого действия (например, на покупку нужного ему товара), понятность сообщения, предоставленной информации, и т.д.

  1. Определение персонажей и сценариев

На этом этапе нужно будет определить, кого, собственно, мы будем тестировать?

Сначала, определим, что понимается под Персонажем. Персонаж – это собранный образ целевого посетителя.

Важно учесть, что здесь все завсисит от продукта, который мы предлагаем. Если это медицинская программа для работников клиники, то целевой посетитель — это  медицинский работник, который работает с данной программой. Если мы рекламируем книжный магазин, то персонаж — это достаточно расплывчатый образ и, возможно, здесь нам придется определить даже нескольких персонажей.

Составляем сценарий теста

Мы должны предложить целевому пользователю задание, которое он должен сделать. Мы не пишем подробное задание о том, какую кнопку нужно нажать, какие данные ввести, и в каком разделе католога найти то, что нужно. Мы пишем такое задание, которое будет приближено к реальной жизни нашего посетителя.

Пример:

У нас есть интернет магазин, в котором пользователю предлагается выбрать подарок на день рождение другу. Бюджет на подарок составляет 2000 рублей.

  1. Подбор респондентов

На этом этапе необходимо найти пользователей, которые будут выполнять наши задания, то есть проходить «тестирование». Итак, где нам взять этих людей?

Вариантов, на самом деле, может быть много. Их можно найти через социальные сети, через репосты, знакомых и т.д. Так как на прохождение теста нужно будет потратить личное время, вряд ли кто-то согласится делать это бесплатно, поэтому заранее подумайте о вознаграждении.

Если Вам некогда или не хочестя заниматься поиском самим, на этот случай есть специальные агентства, где можно найти респондентов.

Оптимальное количество для тестирования 5-8 человек.

  1. Заполнение анкеты

Перед тестированием пользователям предлагают заполнить анкету, пройти краткий опрос для того, чтобы убедиться, что этот человек действительно подходит для тестирования (нам нужно убедиться, что он работает в той сфере, в которой нужно).

  1. Инструктирование

На этом этапе необходимо объяснить задание нашим респондентам, а также попросить их комментировать вслух все, что они будут делать и предупредить, что будет запись. Не лишним будет получить согласие на фото или видео съемку.

  1. Тестирование

Все тесты проводятся индивидуально, то есть собирать все 5-8 человек за раз не нужно. Обстановка должна быть максимально приближенна к действительности, то есть тестировать сайт или приложение нужно в том месте, где им будут пользоваться.

  1. Анализ полученных данных

После получения результатов, необходимо проанализировать результаты.

  1. Определение проблем и выбор решений

На этом этапе определяют требования к интерфейсу, выбирается решение (например: добавить подсказку, перенести кнопку, добавить пример ввода, написать преимущества и т.д.)

Существуют профессиональные сервисы, оказывающие услуги по проведению различного рода тестирований: Usability Lab, UIDG, Usethics.

Есть еще один вариант проведения тестирования – коридорное исследование.

Чем характеризуется этот метод?

  • Не целевые респонденты
  • Простая организация
  • Бесплатно
  • Быстрый результат

Если коротко говорить о данном способе тестирования, то можно описать его следующим образом: в качестве респондентов можно взять абсолютно любых людей, которые ходят по коридору мимо Вашего офиса и попросить их выделить 15-20 минут на прохождение теста. Такой вариант подходит для тестирования продукта для офисных работников, а также для тех продуктов, где целевая аудитория достаточно широкая (подходит для сервисов массового потребления).

Самый распространенный вариант юзабилити-тестирования – A/B тест.

А/В тестирование измеряет количественные показатели нескольких вариантов страниц.

При проведении данного варианта тестирования, мы не можем узнать, что думает респондент во время работы с интерфейсом, но у нас будут показатели, на которые мы сможем ориентироваться для принятия решений.

Как проводится это тестирование? Все просто! Создается 2 страницы, тестируются два варианта (надписи, цены, описания, картинки) и проверяется, что людям важно и какой из вариантов работает лучше.

Плюсы такого тестирования:

  1. Тестирование проводится в реальном времени на целевой аудитории
  2. Можно протестировать даже небольшие изменения (шрифт, цвет надписи и т.д.)
  3. Дешевизна

Минусы:

  1. Нужен уже существующий сайт, который посещают реальные пользователи
  2. Мы не можем анализировать поведение пользователей на всем сайте, а только на конкретных страницах, которые мы тестируем
  3. Тестируются только те элементы, которые мы предложили протестировать (здесь все засисит от Вашего опыта в данной сфере, практических навыков и степени креативности)

Итак, что можно тестировать? Да все, что угодно! Это могут быть заголовки, описания товаров, фотогафии, картинки, цены, текст на странице, расположение тех или иных элементов, и т.д.

Так как мир не стоит на месте и темп жизни с каждым днем все растет и набирает обороты, мы должны понимать, что то, что работало вчера, сегодня может устареть и быть не интересным. Поэтому процесс оптимизации и улучшения сайта – это не разовый процесс, а постоянный. Для того, чтобы все время держать «руку на пульсе», необходимо каждый день анализировать текущую ситуацию и улучшать интерфейс для лучшей отдачи Вашего бизнеса!